Жизнь подобна
игрищам: иные приходят на них состязаться, иные торговать, а самые счастливые -
смотреть.
Пифагор
Несмотря на вечернюю свободу и
сладкий ночной сон, Ваньку крайне не удовлетворяла утренняя и дневная занятость
на корабельном режимном производстве (ежедневно одно и тоже и всё по гудку).
Вознаграждение за принудработу в размере оплаты социалистического труда он до
копейки отдавал матери. Правда, с первой получки купил отцу бокал, а себе
стакан по давней традиции установленной родителем, но трактовал многолетнее
обыкновение по-своему. На внешний вид яблочный сок и креплёное вино были как
близнецы-братья с одной бочки, и Ванька сделал зарубку на первой вехе
возмужания. Отец, с гордостью за сына-пролетария глотнул, но, скривившись, как
Робинзон на Пятницу, пить сок не стал, а вылил всё до последней капли Ваньке на
голову. После этого пути их разошлись и совместные ежемесячные походы в
забегаловку завершились.
Каждый трудящийся семьи
Дворецких, "…два мужика, отец мой да я", подводил итоги ежемесячных
трудовых будней по своим собственным понятиям. Старший Дворецкий по старинке,
младший - со Светой. В кафе. Деньги на две сосиски с бесплатной горчичкой и
копеечной булочкой, кофе с сахаром и мороженное Ванька зарабатывал между
прочим, без отрыва от заработанной платы.
Стихийно сбившаяся компания на
учебной площадке цеха №1, как и вся рабочая молодёжь, после трудового дня
стремилась к праздному времяпровождению. Совершив ежедневный трудовой подвиг,
молодёжь скомпоновывалась в разрозненных компаниях по интересам, месту
жительства, месту работы, учёбы и пр. В ядро сбившейся по месту работы одной из
многочисленных компашек входили: Ванька Дворецкий со Светкой с
"чёрного" двора, Лежка Пискун с Надькой Шинок и двоюродные братья
Тера Фасик и Нобель Пипифасик. Нобель - это не фамилия, а псевдоним,
произведённый от "шнобель" (нос). Нос занимал доминирующее положение
на не обезображенном мыслью лице, венчающем двухметровую фигуру Пипифасика, и
достался по наследству от папы, который работал большим чиновником на железной
дороге и умело пользовался переходящей фамильной реликвией, профессионально и
бескорыстно подменяя неодухотворенный шлагбаум.
Братья своих девушек не имели, да
и не надо им было. И нарабатываемых спустя рукава трудовых копеек не надо. У
родителей хватало и себе, и детям, и будущим внукам. Фасики-Пипифасики готовили
себя к большому будущему. Им нужна была справка о трудовом стаже для льготного
поступления в высшее учебное кораблестроительное заведение, которое давало
большие перспективы и темпы роста в исторически сложившемся городе корабелов и
невест. В рядах рабочей молодёжи братья прибывали временно, но компоновались
постоянно.
Многочисленные друзья сбитого
ядра обеспечивали жилищный фонд компании в поочерёдно пустующих от предков
квартирах. На вечеринках пили лёгкое вино (по приобретённым и врождённым
идейным соображениям Ванька и Света только пригубливали), слушали музыку,
упражнялись в острословии, играли на гитаре и в карты. Ванька играл в карты. На
кафе, мороженное, кино и прочие "прочее" им со Светой хватало, а
больше и не надо. Лежка Пискун играл на гитаре, а его друг детства Вовка
Жеребянский ещё и пел: "Ярко светит луна, схоронясь за рекою…"
В тот вечер Ванька как обычно
играл, а всё понимающая Света слушала как Вовка и Лежка насиловали струны:
"…по дороге степной мчатся трое ковбоев…" Пруха не изменяла и Ванька
был за неё спокоен. Но кто-то врубил проигрыватель. Начались танцы-обниманцы. В
какой именно промежуток времени струна перестала звенеть, Ванька не заметил, но
то, что он случайно выхватил боковым зрением, отвлекло от тайного хода карты и
вывело его из годами отработанного профессионального хладнокровия карточного
мустанга.
Облапив Надьку обеими руками ниже
талии, Пипифасик прямо-таки пронзил её своим носом (в одно ухо вошло, в другое
вышло) и перебирал вибрирующими губами девичье монисто, постоянно втягивая в
себя набежавшую соплю. Надька не возражала и млела малиновой истомой. Лежка
Пискун к её вседозволенности был привычен, а Ваньке вообще по барабану, но
танцующий рядом "ковбой", целомудренно отодвинутый партнёршей на
пионерское расстояние, оказался Жеребянским и вёл в танце его Свету по вощеному
паркету. Прикупив к тузу втёмную семёрку и девятку, Ванька проиграл. Соблюдая
правила хорошего игроцкого тона, он вышел перекурить, как бы не покидая, и…
вывернул электрическую пробку. Накрыв компанию онемевшей темнотой, Ванька увёл
Свету из-под самого выдающегося носа равнодушного по этому поводу Пипифасика,
смачно зачмокавшего губами, и не туда сунувшегося носа Жеребянского, который из
себя ничего хорошего не представлял.
Покинув дежурную
"пирушку", шли молча. В небе светила луна, а где-то в прериях штата
Техас скакали ковбои. Ванька ничего не говорил, Света ничего не спрашивала, но
после этого случая он в карты не играл в её присутствии. Она сама про всё
догадалась и была довольна Ванькиным прозрением: "…не во всякой игре тузы
выигрывают".
Прозрев, Ванька объявил
родителям, что он не собирается всю жизнь жить по гудку и просит благословения
на самостоятельный путь развития. Мать благословила при молчаливом несогласии
отца, но с укоризной бросила: "Как ты в Армии служить будешь,
анархист…" Про Армию Ванька не думал, вернее думал: "Отслужу, раз
надо, и вернусь… через две весны, через две зимы". Его мысль висела на
заборе, где колышется ветром наполовину отклеенный листок с объявлением:
"Драматическому театру требуется столяр-декоратор…"
Тяга к искусству у Ваньки не
пропала и, оставив оснащение корабельных кают и презренный грошовый уют на
попечение бригады, он пошёл трудоустраиваться в служители Мельпомены.
Трудоустройство заняло пару минут. Ему сказали: "Приходите завтра".
Окрылённый первым успехом на благородном поприще, Ванька не знал, куда себя
деть. Случайно встретившийся Ким (Светин квартирант, Ванькины давно съехали)
между делом пожаловался, что давно родителей не видел, а деньги кончились.
"Давай проведаем", - предложил переполненный свободой Ванька. "Двадцать
пять километров отсюда. На автобусе надо, а у меня денег нет", - продолжал
жаловаться Ким. "И у меня нет. Пешком дойдём", - беспечно предложил
неунывающий Ванька и они пошли. Ким за материальной родительской поддержкой, а
Ванька вкушать прелести свободы вольных украинских степей, заселённых
корейцами.
Родители Кима арендовали у
совхоза кусок степи и выращивали на нём лук. Осенью урожай сдавали и на
вырученную разницу содержали своих многочисленных детей до полного взросления.
Кима учили в техникуме. Добравшись до луковых плантаций, Ванька вкусил чего
хотел и в придачу откушал свежего лука, а Ким переговорил о чём-то на своём и
они двинулись в обратный путь не солоно хлебавши. Так как это было лето, то у
родителей Кима-сына денег на автобус тоже не было.
Вернувшись поутру с луковых
плантаций, Ванька обнаружил удрученных бессонной ночью родителей. Взвалив всю
вину за проделанную бестолковость на себя, он безропотно смирился, упрятав
ускользающие подмостки театра глубоко и навсегда, и пошёл плотником в
строительную бригаду Хряща, который, ради уважения к отцу, любезно согласился
наставить "огольца" на путь истинный, сделав из него "настоящего
строителя коммунизма".
В бригаде было восемь человек
(Ванька - девятый) и все восемь не работали, а зарабатывали. Хрящ на
смонтированной железобетонной коробке новостройки будущего жилья чувствовал
себя Тузом, и был главным строителем отдельно взятого Коммунизма, так как
остальное начальство располагалось в кабинетах комбината и случалось наездами.
Совокупленные на отделочных работах не корабельные, но всё-таки малярши, Хряща
не интересовали. Во-первых, он был постарше Вожика, а во-вторых, некогда.
Коммунизм брал, постоянно соображая, что украсть и кому продать. Ваньку к
Коммунизму близко не подпускали. Находясь в ранней стадии зарождающегося
социализма, Ванька не по способностям, а по труду разносил на собственном горбу
столярку с нижнего на высшие этажи новостройки, затем выставлял… подгонял…
конопатил… врезал… настилал… не разгибаясь. По полной программе. Хрящ держал
данное Ванькиному отцу слово и делал из Ваньки настоящего строителя…
Бригадир коммуниздил лично при
непосредственном участии проверенной коммунистической семёрки, которая, в свою
очередь, коммуниздила на своём менее коммунистическом уровне. Чувствуя высокую
ответственность, доверие партии и народа, Хрящ стоял на страже, вытягивая
последние жилы с малярш, позарившихся на баночку государственной краски, или с
электриков за кусок сэкономленного для семьи, для дома провода, или со
сварщиков за электрод…
Осень и зиму Ванька безрадостно
провёл на сквозняке в не застекленных коробках новостройки, закаляясь и
совершенствуясь. Тёплые живительные лучи мая внесли разнообразие в вялотекущий
производственный быт. На пасху.
"Иисус воскрес!" -
поприветствовали Туза малярши, приглашая похристосоваться, чем Бог послал в
обеденный перерыв. "Воистину воскрес!" - согласился счастливый Хрящ,
провернувший удачную сделку с машиной половой доски, и зашёл в бытовку. Бытовка
малярш находилась по соседству с квартирой, в которой Ванька сплачивал полы. По
стечению обстоятельств он стал единственным свидетелем и впоследствии
соучастником этого религиозного события на коммунистической атеистической
новостройке.
Религиозный праздник не отмечался
в неверующем Государстве, отделённом от церкви, но на местах, как пить дать и
повсеместно. Распущенные по домам строители, волевым решением строительного
Туза: "Сокращённый рабочий день!" разошлись, похристосовавшись.
Про Ваньку просто не вспомнили, а
малярши сами остались. Угостили они Хряща на славу и перепились. Спели, что на
душу легло, и приступили к главному. "А что это ты, благодетель наш,
паству не угощаешь? Али куличики не печёшь, али яйца не красишь?" Хрящ
наивно признался: "Не крашу. Совесть партийная не позволяет".
"Так это мы враз поправим, - спохватились малярных дел мастерицы, - нам
совесть позволяет". Скрутили они сердечного, оголили донельзя и принялись
Хрящёвые яйца разукрашивать филёночными кисточками. Защекотанный Хрящ хохотал
взахлёб, вызывая всплеск веселья у разговевшихся послушниц, затейливо
забавляющихся крашенками.
Развеселые мастерицы
художественной росписи не остановились на достигнутом. Перевязанный бантиком
расписной кожаный мешочек вызвал протест у соседствующего рядом детородного
органа, и тот встал на дыбы, вдохновив созидательниц на дальнейшие художества.
"Неблагодарные мы! Он нас ежедневно имеет и в хвост, и в гриву, а мы без
взаимности! - и поимели. - Чего добру зазря пропадать?"
Этого Ванька не наблюдал, т.к. по
ранее отданному указанию бригадира ушёл штабелевать непроданную половую доску,
а там и рабочая смена кончилась. Переодевшись, он поспешил домой, но подспудное
чувство мужской солидарности заставило заглянуть. Картина в полный рост Хряща,
представшая перед изумлёнными глазами Ваньки, была посвящена историческому
распятию, но сюжетвырисовывался отнюдь
не библейский. Оставленное просыхать в одиночестве измождённое надругательством
тело, было изрисовано девичьими фантазиями, государственными кистями и
малярными красками. Оно стыдливо билось вконвульсиях, мычало о пощаде и жалобно скрипело о помощи. Кое-как отмыв
болезного с помощью подошедшего сторожа, Ванька втиснул безжизненного Хряща и
свои соболезнования в вызванное сторожем такси. Сторож повёз кормильца домой, а
Ванька,покараулив с часок: "А что
тут красть?" - оставил пост обернувшемуся бойцу невидимого фронта и пошёл
своей дорогой.
В понедельник оклемавшийся после
выходных Хрящ на утренней пятиминутке нарядил Ваньку и Федьку Мизинца на
гарантийный ремонт. "Свидетеля убирает, - подумал Ванька и шепнул на ухо
бригадиру. - Не бойся! Раб прораба не обидит. Я нетрепливый".
Федя Мизинец не ограничивал
Ванькину свободу. Рассохшиеся полы, окна и двери в заселённых новосёлами домах
находились на гарантии и требовали устами жильцов срочного вмешательства мастеров,
создавших "эти безобразия". Ванька не создавал. До него выставили
сырую столярку, которую не успели высушить, гонясь за выполнением и
перевыполнением плана. А сухая столярка, которая успела, уходила налево. Дома
принимались государственной комиссией с подмоченной репутацией, а в процессе
эксплуатации репутация рассыхалась. "Тебе здесь одному делать
нечего", - объявил Федя и пошёл по квартирам, нуждающимся в не
гарантированном платном ремонте столярных изделий.
Работа, полученная Ванькой
благодаря чудодейственному воскресению Иисуса, приобрела элементы творчества, и
была по душе. Ванька "латал" прорехи социализма, Федя предпринимал
"светлое будущее", забегая на десятилетия вперёд, Хрящ не появлялся.
Он спустил "пасхальное" дело на тормозах и лишний раз не светился на
людях, выжидая. Насилие над личностью бригадира осталось безнаказанным. Он не
возбудил… себе дороже.
В "этой стране" каждый
первый изнасилован, типа воинской повинностью, всеобщим образованием,
чиновничьей бюрократией, блюстителями общественного порядка, служебной
иерархией и др., и пр. Но из всех этих видов и подвидов законного насилия над
личностью, карается по закону лишь изнасилование, совершённое без согласия
одной из договаривающихся сторон и обязательно в прямом или извращённом половом
акте.
В случае с Хрящом полового акта
не было. Был акт вандализма. Восставший член бригадного Туза (единственное
святое место, которое на нём осталось) был стилизован под Эйфелеву башню, а
прилегающая территория от головы до пят, поросшая буйной растительностью,
размалевана под Елисейские поля, на которых щипали травку божьи твари:
паучки-сороконожки, блошки-вошки, мандавошки. Это новаторство простых советских
малярш впоследствии приобрело массовость и переросло в одно из направлений
художественной росписи - бодиарт.
Эпоха ренессанса, талантливо
отображённая одаренными бодиартистками на небритом теле бригадира, являла собой
шедевр изобразительного искусства достойный экспонироваться в Третьяковке. Но
безжалостно размытая Ванькой и сторожем при содействии "уайт-спирита"
и других растворителей вплоть до солярки экспозиция была безвозвратно утеряна
для потомков и современников, вызывая непрекращающийся зуд точечных язвочек на
когда-то здоровом теле главного строителя Коммунизма новостроек ДСК.
Зудящий Хрящ понимал, что
человечество ему не простит утерю художественной ценности, и поэтому не
разглашал. Малярши, достигнув коммунистического паритета "каждому по
потребностям", тоже держали язык за зубами, а против временно упрятанного
единственного свидетеля Ваньки готовилась акция под руководством уязвлённого
Хряща и при недальновидном содействии старшего Дворецкого. Подключенный к акции
всемогущий Профсоюз выдал документ на оплаченные им (бесплатные для Ваньки)
подготовительные месячные курсы при Киевском Инженерно-Строительном Институте
(КИСИ) и пообещал дополнительную стипендию в случае поступления. Завершив
незавершённый ремонт, Ваньку сослали в столицу нашей Украинской Родины
(предположительно на пять лет) с правом переписки. Он сообразил, откуда ветер
дует, мафия бессмертна, но "…не во всякой игре тузы выигрывают".