Саперы в голубых беретах
|
Воздушно-десантные войска у многих ассоциируются только с бравыми парнями в голубых беретах, которые лихо управляются с парашютами и способны выполнить практически любую боевую задачу, свалившись на противника буквально как снег на голову. Все это правильно, но у десантников помимо боевых подразделений есть и специальные, без которых достичь успеха на поле боя не просто сложно, но и в большинстве случаев невозможно. О них нечасто пишут, но от этого их роль не становится менее значимой. |
Речь об инженерных частях и подразделениях ВДВ, имеющих не только славную историю, но и насыщенное событиями и значительными достижениями настоящее. Может, у кого-то слово «инженер» и вызывает усмешку: мол, чего о них писать, если они с оружием в руках в атаку не ходят? Только думать так могут сущие дилетанты, которые о современной армии не знают ровным счетом ничего.
В ВДВ инженерную службу всегда выделяют особо. Причем вполне заслуженно, ибо все офицеры этой структуры в штабе ВДВ – кавалеры орденов Мужества, Красной Звезды, многих других государственных наград. Все они прошли суровую школу либо Афганистана (как полковники Владимир Трушков, Сергей Суховей и Александр Морев), либо Чечни (все вышеперечисленные и подполковник Олег Зубарев). Участвовали в миротворческих операциях в Абхазии, Боснии и Герцеговине. Согласитесь, столь солидный послужной список есть далеко не у каждого боевого офицера, а вот инженерам-десантникам многое пришлось пережить, приобрести бесценный опыт участия в боевых действиях и на территории родной страны, и за ее пределами.
- История развития и становления инженерных частей и подразделений ВДВ, – рассказывает начальник инженерной службы Воздушно-десантных войск полковник Владимир Трушков, – неразрывно связана со становлением наших войск. В марте 1931 года в соответствии с директивой РККА был создан нештатный парашютно-десантный отряд, в состав которого был включен первый инженерно-саперный взвод. Инженерно-саперные подразделения вошли в состав сформированных в 1938 году воздушно-десантных бригад, а с марта 1939 года отдельные саперные батальоны были включены в состав сформированных воздушно-десантных корпусов.
Годы Великой Отечественной войны проверили саперов-десантников на прочность. Инженерные подразделения входили в состав передовых отрядов, как в ходе десантирования, так и при ведении боевых действий. Вяземская и Днепровская воздушно-десантные операции стали яркими страницами в боевой летописи инженеров-десантников: они выводили из строя коммуникации, подрывали мосты, пускали под откос железнодорожные составы, проделывали проходы в минных полях, наводили переправы.
И послевоенные годы не стали временем отдыха. Продолжился процесс развития и становления инженерных частей и подразделений ВДВ: совершенствовалась их структура, происходило перевооружение. Для обеспечения действий десанта на вооружение инженерных подразделений поступил десантируемый понтонно-переправочный парк ПВД-20. Чуть позже в войска пришел уникальный, не имеющий аналогов в мире десантируемый понтонный парк ДПП-40.
Важной задачей для инженеров было обустройство ВДВ в новых пунктах постоянной дислокации. К 1970 г. саперами 143-го гвардейского отдельного инженерно-саперного батальона был оборудован и сдан в эксплуатацию учебный центр «Гарлява» с уникальным стрельбищем-тиром. Именно там впоследствии проводились международные соревнования. Строились и другие не менее важные объекты – защищенные командные пункты и передающие центры, что позволило проводить все дивизионные командно-штабные учения в условиях, максимально приближенных к боевым. В начале 1980-х годов в течение нескольких лет саперы построили новый городок для полигонной команды, проложили новые асфальтированные дороги от основных трасс до городка, усовершенствовали автомобильные и танковые трассы на переданном ВДВ полигоне «Гоже-Поречье».
Афганская война для саперов ВДВ началась с аэродромов Кабула и Баграма, куда инженерные подразделения 103-й гвардейской воздушно-десантной дивизии и 345-го отдельного гвардейского парашютно-десантного полка в качестве передового отряда десантировались посадочным способом в ходе проведения воздушно-десантной операции. И уже с первых минут пребывания на афганской земле приступили к выполнению задач инженерного обеспечения.
Да, саперы в атаку обычно не ходят, но от этого их задачи не становятся менее важными и опасными. И ошибаться им, как известно, не положено – слишком высока цена за ошибку. Собственными жизнями офицеры, прапорщики и солдаты инженерной службы рисковали не раз, если по-другому выполнить поставленную задачу возможности не было. Не случайно именно сапер-десантник инженерно-саперной роты 317-го гвардейского парашютно-десантного полка старший сержант Николай Чепик первым среди воинов-афганцев был удостоен звания Героя Советского Союза. |
|
В ходе боя, зная, что боеприпасы на исходе, Чепик привел в действие мину, уничтожив бандитов ценой собственной жизни. А всего за успешное выполнение задач инженерного обеспечения сотни саперов-десантников были награждены орденами и медалями.
В ходе контртеррористической операции в Чечне личному составу инженерных частей и подразделений снова пришлось решать сложные задачи и рисковать жизнями ради товарищей. Бессмертен подвиг командира инженерно-саперного взвода 104-го гвардейского парашютно-десантного полка старшего лейтенанта А. Колгатина. В составе 6-й парашютно-десантной роты полка во время боя с бандитами он был ранен, но успел, несмотря на ранение, установить две мины и привести их в действие. Он погиб, но и противник был уничтожен. За проявленные мужество и героизм Колгатин посмертно был удостоен звания Героя России.
Участие в миротворческих операциях – не менее важная задача для саперов ВДВ. Абхазия, Босния и Герцеговина, Косово – все эти государства высоко оценили их помощь. За минувшие годы там было обезврежено более 1.000 мин, фугасов, самодельных взрывных устройств, уничтожено более 2.500.000 взрывоопасных предметов.
Возникает вполне резонный вопрос: как люди выбирают эту профессию? Зачем им буквально каждый день рисковать жизнью, но при этом оставаться в тени? То ли дело – в атаку, да чтобы стрелять от бедра по противнику, а потом гордо рассказывать о добытой в бою победе. Полковник Александр Морев только усмехается, услышав вопрос в такой постановке:
- Инженерные войска были созданы по указу Петра I более трех веков назад. А он так говорил: «Инженеры зело потребны, суть при атаке знают. Кто инженерства не знает, того в рангах не повышать, оклады не выплачивать». Без инженерного обеспечения десантникам трудно придется на поле боя. Сначала свою задачу должны выполнить саперы, которые первыми прибывают на место, проводят инженерную разведку, разминирование местности, проделывают проходы, устраивают заграждения. Заняты этим ответственным делом в ВДВ порядка 1.200 человек, на которых ложится огромная ответственность. Не могу сказать, что изначально стремился стать инженером, а вот о десанте мечтал с юности, даже 3-й разряд по парашютному спорту имел. Так сложилось, что в Рязанское училище ВДВ не удалось поступить, но когда узнал, что в Каменец-Подольске находится высшее инженерное командное училище, в котором есть специальный десантный факультет, решил таким образом реализовать свою мечту. И ни разу не пожалел. Трудная эта специальность, но очень интересная. Для мужчины вообще очень важно, чтобы дело, которому служишь, было значимым, а сам ты чувствовал удовлетворение от работы. Инженерная служба в ВДВ – очень важная составляющая всей системы, без нее не обойтись ни в бою, ни в мирной жизни.
|
Конечно, нужны определенный склад характера, волевые качества, профессиональная подготовка. Но все усилия окупаются, когда ты видишь, как твоя работа помогла выполнить боевую задачу, уменьшила потери на поле боя, сберегла человеческие жизни. А слава – это не главное, не за этим люди в армию приходят, в инженерную службу тем более. Тут думать надо, искать оригинальные решения, а вот потом, после того как мы все подготовим, можно и в атаку со спокойной душой бойцов отправить. |
О своих заслугах офицеры инженерной службы ВДВ распространятся не любят.
- Да что тут особенно рассказывать, – отвечает за коллег начальник службы полковник Трушков, – просто надо честно служить, дело свое любить и знать. Тогда все будет получаться на самом высоком уровне. Конечно, приятно, когда твой труд оценивают по достоинству. Нам, как вы видите, грех жаловаться на отсутствие внимания. Стараемся не опускать планку и на деле доказывать: инженерная служба в ВДВ – это серьезно и качественно. Результаты радуют: только за последний год личным составом инженерно-саперных подразделений ВДВ было обнаружено и уничтожено более 100.000 взрывоопасных предметов. На сегодняшний день основное бремя разминирования оставшихся после боев Великой Отечественной войны боеприпасов легло на инженерные подразделения двух гвардейских десантно-штурмовых дивизий – 7-й (Новороссийск) и 76-й (Псков). Кстати сказать, именно в 76-й дшд мы отмечаем по итогам боевой подготовки в качестве лучшей инженерную часть гвардии подполковника Вадима Веретенника. И звание это саперы удерживают уже в течение 5 лет. А еще 21 января исполняется 65 лет отдельному гвардейскому инженерно-саперному батальону 98-й гвардейской воздушно-десантной дивизии.
В праздники принято подводить не только итоги, но и намечать планы на будущее. Военные инженеры от этой традиции тоже не отступают. В настоящее время для оснащения инженерных частей и подразделений, в том числе и ВДВ, в рамках государственной программы перевооружения разрабатываются новые образцы различной техники. Уже начали поступать в войска станции комплексной очистки СКО-10, новые средства разведки и маскировки. Есть и другие перспективные разработки, которые с нетерпением ждут в ВДВ. Так что в ближайшем будущем саперы-десантники смогут решать специфические задачи по инженерному обеспечению на более высоком уровне, уровне нового века.
Ирина ЖИРНОВА
газета «Красная звезда», 21-27 января 2009 года, № 8.
|